После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая:

Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила. Господи благослови! Ручки, ростите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми. Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. Не будь седун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: Не слушай ни уроков, ни при- чищев, ни урочищев, не от худых, не от добрых, ни от девок пустоволосок. Живи да толстей, да ядреней.

Бабы парят новорожденного, приговаривая:

Спи по дням, рости по часам. То твое дело, то твоя работа, кручина и забота. Давай матери спать, давай работать. Не слушай — где курицы кудахчут, слушай пенья церковного да звону колокольного.

Обмыв новорожденного, кладут его на спинку и стягивают сперва вперед и накрест пальчики ножек к локтям, потом поворачивают его на животе и также стягивают накрест пальчики ручек к ногам; потом кладут на ладони срединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и потряхивают несколько раз, приговаривая:

Расправлен, теперь уж уродцем не будешь!

Тотчас, по перевязке пуповины схватывают двумя пальцами носик ребенка и потягивают его несколько раз, приговаривая:

Не будь курнос и спи крепче!

Молитвы, читаемые бабушками при первом мытье, в бане, новороженного младенца

Встану я, раба Божия, благословясь, пойду я, перекрестясь из избы в двери, из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле — сине море, в синем море — синий камень. На синем камне сидит Пресвята Мать Богородица. Она спахивает и смахивает с лесу копоть, с моря морскую пену, от берега до берега, от востоку до западу. Я, раба Божья, ей поклонюсь и покорюсь: Пресвятая Ты Мать Божья, Богородица, не спахивай, не смахивай с лесу копоти, с моря морской пены; спахивай и смахивай с раба Божья, младенца (имя), все страсти, все уроки, все опризоры; все оговоры, отцовы думы и материны, сестрины и бабушкины: из буйны головы, белого лица, из ясных очей и черных бровей, из ретивого сердца, из красного мяса, из белого сала, из пятидесяти локот, из нокот, из подпятных жил.

Произносится заговор примытье младенцев

Благослови, Господи, пар да веник, во имя Отца и Сына и Святова Духа. Аминь. Парится, умывается раб Божий, Федор, на корысть на радость, на Божью милость, на благодать Христову. Бабушка Соломонида истинна Христа во второй бане паруше парила. Истинной Христос не страхал, не пугался и не пол охался, так и ты раб Божий, младенец Федор, не пугайся, не страхай и не полохайся, злому, лихому тени в глаза, а завидящему — гвоздь в сердце. Во Имя Отца и Сына и Святова Духа. Аминь

Заговор при отнятии ребенка от груди

Накрывается стол, на стол ставятся разные яства, и при них кладется березовый прутик; ребенка садят к столу и, смотря в окно через его голову, тихо говорят:

Как лес не тоскует по дереве, так ребенок не тосковал бы о грудях.

После этих слов замечают, что ребенок станет хватать из поставленного на столе, тем и надо его больше кормить; если он схватит прутик, значит должно этим средством принуждать ребенка, когда он не ест чего-нибудь по капризу.

Заговор от боли в ушах

Прикладывают дитя к угловому кресту у избы, образующемуся из древней серы от действия жара, и говорят:

Угол рублен, крест дубов; у того у креста не болело, не щипело и уха не вертело. И так бы у раба Божия не болело и уха не вертело, ни в день, ни в ночь, ни в утрен- ну зарю, ни в вечерню, ни нову, ни на ветху, ни на перекрою месяцу. Во веки веков. Аминь.

Заговор от зубов

Выпавший зуб дети бросают в то место, где есть мыши, с приговором:

На тебе, мышка, репной (зуб), дай мне костяной.

Заговор для чистоты тела младенца

Обливают или окачивают младенца водою в бане, приговаривая:

С гоголя вода, с младенца (имя рек), вся худоба! вода под пол, младенец на пол.

Заговор от чесотки

Чесотку ребенка выводят так: мажут больное место серой, смешанною со сливками и дегтем; берут сор из трех бань, помет курицы, лист от чеснока, все это превращают в пепел и мажут больное место. Или же берут один сливки и говорят в них слова:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Идет красна девка с сухим веником, тушит, гасит банную нечисть, мокры коросты. Как у этого веника листки сухи, так были бы и коросты сухи; как у этого веника листки падут, так бы и часотка спала.

Заговоры от крика и бессонницы у детей

Знахарка, для произнесения заговора, выходит с ребенком на двор и становится лицом на зорю.

Заря-зарница, красная девица, утренняя Ирина, Дарья полуденная, прийдите, возьмите денной крик и полуденный полукрик, отнесите его в темные леса, в далекие края, за синие моря, на желтые пески, во имя Отца.

 

Заря-зарница, красная девица, возьми ты криксу рабе (имя) и денную, и ночную, и полуношную, и полуденную, и глазную; откель ты шла, туда ты и ступай: с лесу шла, на лес ступай, с поля ты шла, в поле ступай, с саду шла, в сад ступай, с лугов ты шла, на луг ты ступай, с моря ты шла, на море ступай, рабе (имя) спокой и смиренство дай.

Знахарка, поздно вечером, чтобы никто не видел, несет ребенка под курошест. Раздев, три раза умывает его и каждый раз приговаривает:

Куры белые, куры рябые, куры желтые, куры пестрые, куры черные, возьмите свои ночницы, а младенцу (имя) дайте доброе здоровье и сон.

Умывши в третий раз, знахарка плюет три раза, произносит:

С гуся вода, а с младенца (имя) худоба

и одевает ребенка и свежее платье.

Еще один сильный заговор от бессоницы у детей

Добрый вечер, куры рябы, куры белы, куры серы. Мы к вам пришли, рабы Божии, младенца от криксы-плаксы принесли. Певны-петушечки, ранние кокеточки, пойте, распевайте, раба Божия, младенца криксу-плаксу вынимайте. Денные, ночные, полуденные, полуночные, глазные, от белого глаза, от серого и от черного, и от худого часа, и от плохой минуты, выговариваю, выкликаю: выходите, выкупайте от раба Божия, младенца (имя), из костей, из горячей крови, из плотного живота, из железного сердца, из буйной головушки. Мы вас выкликаем, мы вас вызываем, мы все высылаем на красные зори, на ясные звезды, на курины жердья!

Заговор от родимца

На море на Окияне, посредь моря Белого стоит медный столб, от земли до неба, от востока до запада, а в том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей. Посылаю я раба такого-то, в тот медный столб, что на море на Окияне, и заповедаю ему моим словом заповеданным заклясть родимец в тот медный столб. А был бы с того заповедания такой-то цел и невредим, и от родимца избавлен, по сей час, по всю жизнь.

Заговоры от разных болезней

Занемогшего младенца мыть в бане, произнося:

Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, выйду перекрястясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я в чистое поле; помолюсь и поклонюсь на восточную сторону. Под восточной стороной есть Окиян море. На Окияне море ходит щука бела, зубы укладны, хвост булатный, поедать и пожирать у раба Божия (имя рек) уроки и прикосы, и грыжи, и баенны нечисти, чтобы не в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу. Во веки веков, аминь. Будьте, мои слова,замком замкнуты, ключом заперты.

Бабка садится в бане на полок, кладет на колени ребенка и, взяв в левую руку веник, ударяет обрубленным концом в полок, нашептывая трижды следующее:

Как эта белая береза стояла во чистом поле, не знала ни уроков, ни призоров, так и ты, младенец, раб Божий (имя рек), не знай ни уроков, ни призоров и будь здоров и долголетен. Тьфу! Свят Дух, аминь.

Затем ребенка парят и окачивают с веника водой.

Заговор от болезней ребенка

Должно в трех банях трижды окачивать водою и затем трижды же прочесть над водою:

Лягу я, раб Божий (имя рек), благословясь, встану перекрестясь и пойду из дверей в двери, где живут звери, в чисто поле, на Сиянску гору. На Сиянской горы стоит черный поп, у черного попа черны рукавицы: он вспахивает он взмахивает с раба Божия младенца осуды и призоры, скорби и болезни, с костей, с моздей, с ясных очей, с высоких бровей и со тридевяти суставей. Возьму я, раб Божий (имя рек), осуды и призоры и пойду в чисто поле. В чистом поле стоит мать — Божьи церква, и как в той церкви Сама Мать Пресвятая Богородица и Сам Сус Христос со двенадцатью апостолам: Михаил архангел, Гаврила архангел, Кузьма, Демьян,— и отговаривают от осуда, от пересуда, от стрешника, от поперешника, от мужска полку, от женска полку, от девки от косатой, от женщины волосатой и от всякой скверности, нечистой совести и двенадцати недуг. И возьму раба Божия (имя рек) осуды и призоры с костей, с моздей, с ясных очен, с высоких бровей. И положу в собачью кость и вынесу на Океан море. Океан моря не обойтись, а бела Латырь камня не своротить, а раба Божия (имя рек) не осудить, не опризорить, ни колдуну, ни колдуньи, ни от своей черной думы, ползуньи, аминь.

Заговор при недомогании ребенка

Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Как мать сыра земля не боится ни стуку, ни бряку, так не боялся бы малый младенец (имя) пи щипоты, пи ломоты, пи заботы, ни утренния, ни вечерния, ни от волхва, ни от волхвуньи, ни от колдуна, ни от колдуньи, ни от двоеженца и троеженца, ни от двоеволоса, ни от троеволоса, ни от двоезуба, ни от троезуба, ни от сивова, ни от синева, ни от черного, ни от черемного, ни от старого, ни от большого, ни от малого. Будьте мои слова крепки, лепки, долговеки и памятны, крепче крепкого камня, вострее вострой сабли и жарче жаркого огня. И кой меня учитель учил и коих слов не доучил, все будьте в статье, ключем заперты, ключ в море, замок на небеси. Во веки, аминь.